Может что-то показаться уже знакомым) В сокращенном варианте это интервью было опубликовано как небольшой анонс к концерту в ИКРЕ 11-го августа.
Дима Спирин, годами носящий прозвище Сид, за 15 лет работы в группе Тараканы! повидал всякого. И сама группа, начинавшаяся в далеком 1991 году под именем Четыре Таракана, пережила немало изменений. Так что Сид - человек, который знает значение слова "трансформация". С каждым происходят какие-то изменения в течение всей жизни. Наверняка, какие-то метаморфозы происходят и с ним. Предметом этой беседы стали несколько тем, по которым особенно интересно было бы узнать мнение музыканта. Звуки.Ru помнят, каким было его отношение к этим вопросам несколько лет назад. Теперь хотелось бы узнать, изменились ли его взгляды, если да, то каким образом.
1. О промо-кампаниях и политике
Звуки.Ru: Ты же участвовал в промо-кампаниях в свое время? Твоя песня звучала в ролике "Сникерс". Как артист, как ты относишься к промо-кампаниям любого вида? Трансформировалось ли как-то твое отношение к ним за последнее время?
Сид: В некотором смысле трансформировалось. Сейчас я, честно говоря, начал думать так, что человек, который некоторое время своей жизни работал на то, чтобы имя его группы или его собственное лицо стало узнаваемым... Добился - не добился этого - другой вопрос, главное в какой-то момент выяснилось, что это его единственный капитал. Он имеет право использовать это как угодно и, соответственно, зарабатывать себе на жизнь. Ну, естественно, за исключением тех случаев, когда то или иное предложение противоречит каким-то его морально-нравственным догмам.
Звуки.Ru: То есть ты нормально относишься к тому, что артист использует себя для продвижения товара?
Сид: Да. Читаешь всякий раз в светской хронике: Брюс Уиллис приехал туда, сказал там то, Мадонна сделала то-то и то-то... Стинг или Боно из U2 ведут открытую пропаганду в защиту первобытных лесов в дельте Амазонки и т.д. Они богоугодным делом занимаются, это очень хорошо. Люди могут относиться к этому как угодно, но смысл в том, что такие люди действительно влияют на массовое сознание. Тут нужно понимать вот какой момент: основная причина, почему занятие именно этих людей результативно - они известные люди.
Звуки.Ru: Есть ли какие-то вещи, рекламировать которые противоречило бы твоим принципам? Алкоголь, сигареты?
Сид: Но это продукты близкие к рок-н-роллу...
Звуки.Ru: Да, это продукты близкие к рок-н-роллу, но все же.
Сид: Что касается алкоголя, то в современной европейской цивилизации это вполне терпимый атрибут. Известно, что выпивать можно, но в меру. Здоровью вредит злоупотребление. Так что в этом плане, конечно, я лично никаких моральных угрызений не испытывал бы. Что касается сигарет, то они - абсолютное зло, никакой ценности или пользы в них нет, просто на них подсаживаешься и, как дурак, куришь. От них ничего хорошего человек не получает. Только плохое. Но я курю, тем не менее. И тут вопрос такой: с одной стороны, ведь я все равно курю, и если вдруг мне нравится марка какая-то, и они делают достойное предложение, то черт его знает. С другой стороны, конечно, участвовать в продвижении абсолютного зла, ну, не хотелось бы. Ха!
Звуки.Ru: Получается, компании пытаются использовать твой творческий потенциал, чтобы заработать себе денег. Тебе платят, чтобы ты не чувствовал угрызений совести и просят тебя посодействовать. Твои мысли по этому поводу?
Сид: Мир устроен очень сложно, как ты, наверное, заметил. И зачастую мы видим на афишах фестивалей, акций, концертов не слишком массовых артистов логотипы табачных компаний. Получается, что этот самый всемирный бренд вписывается в спонсорство и часть тех денег, которые они зарабатывают на продажах абсолютного зла, они отдают на то, чтобы культура развивалась. Какие-то интересные музыканты, которые просто не в состоянии заработать массовую любовь людей, могут выступать и их слышат и видят. Несомненная польза, в любом случае. Блин, сложные вопросы вы задаете! Ведь если я откажусь, то придет, абсолютно точно придет другой и заберет мои деньги, а они могли бы мне пригодиться. Почему бы и нет? Если бы такое гипотетическое предложение превратилось бы в практическое и кто-то обратился бы ко мне, это в том числе означало бы, что мой статус как артиста достиг определенного уровня, и люди, которые хорошо считают деньги, лучше чем все мы, посчитали, что привлечение этого персонажа в свою рекламную кампанию увеличит продажи, то есть считают меня неким рупором поколения, достаточно узнаваемым именем или лицом. И мне за это платят. Получается, я ради этого, в принципе, работал всю жизнь.
Звуки.Ru: Это бесспорно, но с другой стороны, человек, который слушает твои песни, невольно поддаваясь этому призыву компании, которая попросила тебя посодействовать в продвижении товара и усилении их на рынке среди аудитории, которую ТЫ создавал, ТЫ культивировал, этот же человек оказывается вовлеченным в те игры, в которые, в принципе, не обязан быть вовлечен. Он просто слушает хорошую музыку, которая ему нравится и которая кажется ему достаточно честной. Вот над чем работает музыкант - над честностью посыла. В этом нет противоречия на твой взгляд?
Сид: Все верно. Весь мир состоит из противоречий. Все мы, блин, состоим из противоречий. И находимся в противоречии с внутренними мирами других людей. Мне кажется, нужно взвешивать каждый конкретный шаг отдельно.
Звуки.Ru: Есть ли хоть что-то, что ты бы не согласился рекламировать, продвигать?
Сид: Навскидку отвечу: участие в политических играх. Оно возможно так или иначе, но в ультра правых и националистического толка - исключено абсолютно. Есть ли что-нибудь на земле среди товаров массового потребления, сравнимое по вредности с табаком? Героин, слава богу, не продают в магазине, рекламировать его никого еще не просят (смеясь). Хотя многие артисты делают это бесплатно в своих песнях.
2. Об образе жизни, формах протеста и новом альбоме
Звуки.Ru: Теперь хотелось бы поговорить о вещах более приземленных. У тебя в бытовом райдере есть стаф, который ты заказываешь все время для группы?
Сид: Ну, раньше это были энергетические напитки. Теперь мы их отменили, потому что считаем, что они не эффективны. Пьем чай, закусываем орешками.
Звуки.Ru: Какие орешки-то?
Сид: Миндальные прежде всего! Вообще, в принципе, орехи полезны для здоровья. Что касается их энергетической ценности, гастролирующему рок-артисту они просто необходимы. В чистом виде или как добавка к шоколадке. Съедаешь грамм 500 и вперед - на сцену плясать, нормально себя чувствуешь. И не нужны никакие вредные энергетические напитки.
Звуки.Ru: Интересно, как ты питаешься. Ограничиваешь ли себя в чем-нибудь? Что больше всего любишь?
Сид: То, что я больше всего люблю, это и есть мои ограничения. Время от времени я высаживаюсь на так называемую антиуглеводную диету, которую стараюсь выдерживать подольше. Антиуглеводная диета предполагает неиспользование в пищу сладкого, кондитерского, мучного, картофельного, - того, что я больше всего люблю. А больше всего на земле люблю я добрый килограммовый тортик сорта "Полет" или "Киевский", где много безе и орехов.
Звуки.Ru: Какие-то нелады со здоровьем?
Сид: Да нет, просто к тридцати годам люди обычно начинают полнеть, жиреть... Поэтому я сначала почитал спецлитературу, потом обсудил эту диету со знающими людьми и однажды попробовал. Ее очень удобно использовать при том образе жизни, которым я живу, на гастролях. И она оказалась результативной! А так вообще я много чего люблю. Я люблю все мясное, рыбное, чебуреки, торты, пирожные. Я люблю штрудели. Люблю молочные коктейли и различные десерты. Мне очень грустно, когда на гастролях нас ведут в заведение, и я в часть с десертами даже не заглядываю.
Звуки.Ru: То есть ты чувствуешь, что прошло время, когда ты мог есть все, что захочешь и осознанно относишься к этому вопросу.
Сид: Абсолютно! Время ушло, я уже не юноша ни фига, я должен что-то делать, работать над собой, чтобы все было в порядке.
Звуки.Ru: Если я правильно поняла, ты стараешься вести здоровый образ жизни. Это никак не противоречит образу жизни рок-артиста?
Сид: Я считаю, что творческое долголетие напрямую связано по крайней мере с отсутствием злоупотреблений чем бы то ни было. Я не хочу быть ни Куртом Кобейном, ни Джимом Морисоном, нисколько не умаляя заслуги... Смысл в том, что, вполне возможно, не сам героин, кокаин, амфитамины какие-нибудь, и не само бухло делает песни такими яркими и убийственными гимнами поколения. Вероятно, имеется в виду образ жизни и способ существования, который связан с употреблением того и другого. Но я еще раз говорю, я не хотел бы платить такую цену! Черт с ним - пускай Тараканы! не будут помнить в веках и мы никогда не сделаем чего-то такого совсем уж дикого. Но это никогда и не было моей мечтой. Моей мечтой было играть в рок-группе и получать от этого удовольствие. Всю свою жизнь по возможности. И ничем больше не заниматься. А различного сорта злоупотребления - первый фактор, который начинает мешать, отвлекать, сбивать с пути. Что касается моей повседневной жизни, мне кажется, я не злоупотребляю ничем абсолютно. Только много курю.
Звуки.Ru: Во время творческого акта - пишешь ли ты песню, записываешься ли на студии или выступаешь на концерте - предпочитаешь быть сконцентрированным или возбужденным и отъехавшим?
Сид: Рок сам штырит. До такой степени, которой достаточно и даже чересчур для того, чтобы быть достаточно возбужденным и делать рок нормально. Причем эта метаморфоза удивительна! Я сам за собой не следил никогда, но я видел, как это происходит у других людей. Вот он сидит в гримерке, и он вообще на спокухе. Но вот он вышел на сцену - и это другой человек! Например, один из моих кумиров детства, Валерий Кипелов, в гримерке перед выходом на сцену производит впечатление такого мужичка, - не исключено, что час как с рыбалки, и тут: раз - он вышел на сцену, и героичнее героя я вообще в своей жизни не видел. Рок-героя, я имею в виду. Такая тема. Так что если ты перед выходом на сцену взбудоражен чем-то, что не связано с тем, что ты собираешься делать через пять минут, это нехорошо. Ты рискуешь потерять... необходимые навыки: куда ты шел, что ты сделал, какая там следующая песня, потому что ты же все равно уже в угаре.
Звуки.Ru: Тут-то мы и подошли к вопросу о самом интересном - о новом альбоме Тараканов!. Группе почти пятнадцать лет, - какие изменения произошли за это время для вас самих и какие изменения заметят слушатели? Если сравнивать то, что делали Тараканы! десять, даже пять лет назад с тем, что вы записали сейчас, есть ли какие-то перемены, которые были бы очевидны не только фанатам группы, но и людям, которые просто слышали когда-то пару-тройку ваших песен?
Сид: Если совсем уж забираться в дебри и чуть-чуть помудрствовать лукаво, то получается, что мы повзрослели. И это нашло отражение в нашей музыке. Вот есть некоторые музыканты на панк-сцене, которые считают, что не стоит позволять этому отражаться. В данном случае для нас в процессе взросления ничего такого, чего можно было бы стесняться, нет. Более того, все происходит вполне естественным образом, и чем естественнее сегодня этот процесс идет, тем, как мне кажется, больше шансов на успех. По той простой причине, что искренность вообще ценна сама по себе. Люди это чувствуют. И не нужно стесняться. А в целом, мы всегда были, в принципе, на бодряке, в отличие от тех, которые всегда, в принципе, на депрессняке, - есть такой сорт музыкантов и их имена нам хорошо известны (смеется). И все это видно и слышно. Сложно объяснить, каким именно образом и из-за чего именно меняется подход к написанию песен, аранжировке, быстрее становятся песни или медленнее, но, так или иначе, будут слышны перемены во всем: в песнях, в звуке, в подаче.
Звуки.Ru: Назови пару ярких фраз, которые ни при каких обстоятельствах не могли появиться лет 10 назад.
Сид: Что касается текстов, то это как раз и есть наиглавнейшая иллюстрация изменений, о которых мы говорим, потому что НИЧЕГО из той лирики, что будет на пластинке представлена, раньше появиться не могло вообще! И не то что лет даже пять, а еще года три назад!
Звуки.Ru: Ты говоришь, музыканты стали матерыми, и профессиональный уровень музыкантов повысился настолько, что...
Сид: Нет, речь не об этом! Все циклично вообще происходит, - в мире, в нас самих, в рок-группах. Люди переходят от того, с чего начинали, к чему-то более сложному, потом они возвращаются назад, но только уже на другом уровне развития. Мы просто пришли к такому выводу в данный момент, что как раз техничность лютая не принципиальна, если твоя группа в состоянии играть вместе, слаженно, как одно целое. Не так принципиально зааранжировывать, думать о каких-то там немыслимых "вступах", кодах, бриджах, "соляках". Потому что если взять главные рок-пластинки Motorhead, AC/DC, Sex Pistols, да кого угодно, Status Quo или Rolling Stones даже, если уж на то пошло, получится, что, по большому счету, это элементарные песни, сыгранные абсолютно элементарно, но в них есть чувство и дух, и вот это главное. Вот к чему мы, собственно, пришли, потому что по сути то же самое мы делали, когда мы были совсем юными мальчиками, в 15 лет. Просто тогда мы не понимали, что происходит, и играли так, потому что только так и могли, а сейчас мы все понимаем и делаем это специально. Сейчас мы играем намного меньше панк-рока, чем раньше. Можно даже сказать, что новая пластинка - это не панк-пластинка.
Звуки.Ru: А какая? Определи.
Сид: Если взять рок-музыку в принципе, вот существует некий такой "р-р-рок". Предположим, ему сейчас около пятидесяти лет. Если отсечь первое десятилетие, и отсечь то, что происходит в нулевых и происходило в девяностых, то мы получим некую сердцевину, такую мясную часть, то есть рок, который уже вырос из коротких штанишек, но еще не захворал ретро-, ривайвелом и тому подобным. Как можно назвать пластинки тех же Motorhead, AC/DC - не металл и не панк, по большому счету. Такой вот, как мы это называем, "рокешник". Там, конечно, есть "ж-ж-жь-жю-и", и там, конечно, "ц-ту-па-пм-ц-ту-па-пм" играют на барабанах, что-то поют - там песенная форма, там рифы конечно же, синкопы, но по большому счету - все это просто слова. Говоря о нашей пластинке, там и хард-рок в семидесятническом понимании слова, там рок-н-рольная основа, и панк-рок там, конечно, имеет место быть. Сложно сказать. Но я бы хотел, чтобы к этой пластинке люди относились как к "просто рок-пластинке". Это тоже, как мне кажется, иллюстрирует то самое взросление. Мы - люди, которые били себя пяткой в грудь больше десятилетия, ругались на форумах с критиками или фэнами, обвинявшими нас в недостаточной панковости. Мы испытывали кровную обиду, мол, ни фига себе, мы тут на сцене уже сколько лет, мы вот этот панк-рок любим-играем. Всем нападающим доказывали обратное. Сейчас я с легкостью говорю: "Это не панк-рок, ребята, Тараканы! - не панк-группа! Мы играем рок-музыку, это рок-пластинка". А какой там рок? Да фиг его знает! Тексты есть очень лиричные, очень интимные. Есть, скажем, расслабленная лирика, показывающая меня слабым или не очень хорошим. Раньше этого просто в принципе не могло произойти. Герой песни должен был быть только положительным, это же рок-герой, он должен демонстрировать только хорошие стороны, мужественность там, силу... Оказывается, что сила и мужественность - она вот в этом тоже. Человек ни фига не ссыт и это ништяк такой! Вобщем, много там такого, чего раньше возникнуть не могло. Там даже аллегории, ёлки-моталки, метафоры, вот ведь что! Но есть и юмор, социальный протест.
Звуки.Ru: Протеста стало больше или меньше? Ведь протест сам по себе принадлежит панк-року изначально.
Сид: Вот эту самую протестную составляющую, как правило, понимают однобоко, особенно когда речь ведется о панк-музыке. Считается, что это такой жанр, в котором протест выражается в лоб, прямолинейно. Условно, - протест в понимании недалеких людей, это когда в песне поется, что все говно, безысходщина, что я так не могу, и опять, что все говно. А если мы покопаемся в грампластинках артистов зарубежных, выяснится, что все это может быть намного тоньше, интеллигентнее. Для меня лично протест выглядит таким образом: нужно говорить о том, чтобы люди думали сами, делали свой самостоятельный выбор, поменьше слушали, особенно то, что говорит большинство и даже то, что говорит меньшинство (что зачастую даже более полезно). Потому что подросток, который зачастую отделяет себя от мира взрослых, тем не менее подвержен сильному влиянию со стороны тусовки, что тоже нехорошо. Вот то, что я считаю протестом. Если страна в своем сегодняшнем развитии, в своей идеологии, политике и так далее, зашла настолько далеко, чтобы позволить власть имущим просто душить "протестных творцов", назовем их так, то со стороны людей, управляющих этими процессами, то есть тех, кто, как говорится, стоит "у руля", было бы рациональнее в первую очередь душить тех, кто призывает людей думать, а не тех, кто говорит, что Путин - м***к. Такая протестность слишком уж очевидна. А когда ты пишешь пластинку, то эту идею ты можешь выразить всего лишь в одной фразе, в песне, которая, казалось бы, вообще про другое. На новом альбоме есть вещица под названием "Властелины вселенной". Очень уставший человек, у которого море проблем, спешит домой на последний поезд метро. Но какой-то уе**н, б***ь, под названием с**а "старший лейтенант", который на этой станции метро дежурит, вот он, с**а, дое**лся до него, "покажи ему паспорт". Все мы понимаем, что с такими людьми надо держать себя корректно, спокойно, не грубить. Но всегда есть последняя капля. Это как в фильме "С меня хватит". Когда "ты отъе**сь, б***ь, ё***ое чмо, я опаздываю, мне некогда". Конечно, ни одного слова, которое сейчас было упомянуто, на самом деле в тексте песни не встречается, но я, по крайней мере, выразил основную идею.
3. О кофе
Звуки.Ru: Интересно, есть ли что-нибудь в твоей жизни, что не претерпело сильных изменений, что-то, что остается совершенно незыблемым в твоей жизни. Какая-нибудь привычка? Ну, про сигареты понятно...
Сид: Кофе пью много. Да. Кофе, в пику устоявшемуся мнению, напиток абсолютно безвредный, если его не смешивать ни с чем. Если пить его не куря, если не добавлять сахара, молока... Опять же, не пить его литрами, а, скажем, четыре чашки за день - вообще в полном порядке.
Звуки.Ru: Как ты любишь пить кофе?
Сид: Я пью черный кофе без всего
Звуки.Ru: И это тебе нравится...
Сид: Конечно, я пил бы лучше с сахаром, но...
Звуки.Ru: Но лучше без сахара!
Сид: Да, пью без сахара! И никаких там "гляcсе", или вот еще кидают туда чего-то... Не уважаю и считаю, что это для девчонок. А настоящий пацан должен без всего этого обходиться как-то. Должен давиться, но пить. И радоваться.
Николай Олейников
Источник: wwwzvuki.ru