С 19 января по 7 февраля 2000 года мы находились в концертном туре в Швейцарии. Необходимо заметить в этой связи,что это был первый гастрольный тур Тараканов вообще (за 8.5 лет существования коллектива) и первый выезд за границы СНГ 3-х из 4-х членов группы.

Также считаю нужным пояснить, что тур был организован без какой бы то ни было спонсорской поддержки, без помощи проффесионального гастрольного агенства, а лишь благодаря доброй воли людей симпатизирующих группе, их усилиям и слаженной работе.

Начать, наверное, нужно с описания в общих чертах Швейцарской punk/hardcore сцены. Не имея возможности сравнивать ситуацию с немецкой, скажу лишь, что, как я могу себе представить ,сцена в Швейцарии развита немного меньше. Однако и страна Швейцария -небольшая, как говорят, не больше Москвы и московской области.

Здесь существует достаточное количество панк-лейблов (как имеющих европейскую дистрибьюцию, так и работающие только на внутренний рынок), клубов (специализирующихся на панк-хардкор-ска и просто делающие концерты нашей музыки в своих стенах), фэнов, промоутеров и все такое. Насколько мы можем судить, музыка там сейчас развивается по 2-м основным направлениям: т.н. немецкий хардкор(как нам объяснила наша тур-менеджер Селин-немецким панк-роком называется любой скоростной панк на немецком языке, т.е типа если та же самая группа сделает песню на английском - это уже не немецкий панк-рок) - таких групп очень много. Первые представители этого направления- TAG TRAUM - встретились нам уже на 2-ом нашем концерте, они были реально круты, играют очень необычную музыку, панк-хардкор с странными ритмическими рисунками, неожиданными синкопами и стоп-таймами. Мелодически отдаленно напоминают Bad religion, но совсем чуть-чуть.

2-ое распространненое течение - Еpitaphовско образный звук и имидж. Таковыми были Snitch, где чувак- певец выглядит как Майк Несс из Social Distortion, есть чувиха-бассистка, неебатся мелодии, супер слаженная игра, NOFX-RULLEZZZ!!!!!!!!!!!!!!

Также на одном из концертов нам посчастливилось разогревать одну из крутейших швейцарских банд - MONSTERS. Музыка -грязный до жути рок-н-ролл, с панковским и рокабильным влиянием. Группа очень авторитетная, их лидер уже 15 лет играет в разных сайко-панк-рокабилли группах .

Уровень игры у групп, какую бы музыку они не играли, просто запредельный. Молодые банды, совсем недолго существующие, хуярят настолько не по-детски, что просто диву даешся. Короче, как это не прискорбно, мы здесь реально сосем все, от мала до велика.

Мой личный культурный шок увиличился раз в 10 когда сразу по приезду я попал в СВАЛКУ на концерт питерской группы ПИЛОТ.

Огромная толпа народу торчала и чуть ли не со слезами на глазах принимала настолько несусветное исполнение, такой сраный звук, музыку с абсолютнам отсутствием кача и драйва.Я манал короче.... В общем, там лицезреть коллектив с подобным качеством живой игры было бы невозможно. И ведь речь идет о достаточно известной в России группе: в среду, в Свалке, под 300 чел народу - это не хуй моржовый.И это в Швейцарии, стране в общем-то без особых звезд в интернациональном смысле.Я, например, кроме YOUNG GODS вообще никого не знал.Т.е. короче, это не Америка, не Англия, не Германия - а разница видна сразу.По-моему, одно из главных отличий состоит в том , что здесь, в России, музыканты даже в панк-коллективах, находясь на сцене, остаются всего лишь музыкантами, играющими свои партии. Вспоминая там группы типа МЭД ДОГ,Червона рутта,Бэрримор,Кукрыниксы (я ни кого не хочу обидеть, это констатация факта) - мы врубались, что отсутствие каких-либо эмоций на лице музыкантов на сцене, полный мертвяк, даже какая-то усталость что ли, короче отсутствие очевидных признаков личной заинтересованности в том, что ты делаешь - есть главное отличие нашей сцены (я назвал первых кто пришел в голову.На самом деле имя им - легион) от европейской в общем и швейцарской в частности.Отсюда и нерубилово, слабый нажим, скука у публики, (по сравнению с тамошней -наши залы выглядят мертвыми даже на самых крутых концертах). Короче, слабая эмоциональность или полное отсутствие таковой плюс низкий уровень игры - портрет средней русской панк(рок) группы.Я знаю огромное количество известных русских групп, реакция на концерт которых в тех местах, где мы играли, и у той публики для которой мы играли, была бы (если бы они там выступили)  -по меньшей мере странной.Ситуация такова, что если ты не хуяришь насмерть (как в последний раз-это не пустые слова. Все, что мы могли делать сразу по окончании наших сетов-лежать подыхая 30-40 минут)- ты просто не увидишь ни какого ответа со стороны людей, не продашь ничего на концерте, и точно не будешь приглашен еще раз. В это врубаешся на раз и выходишь на сцену с единственной мазой - угандошить всех на повал.

НАИВ, ДИСТЕМПЕР, КОРОЛЬ И ШУТ , 1.5 КГ отличного пюре, может быть, еще кто-то, кого я не помню или не знаю, могли бы рубить там легко, наравне с такого же сорта группами из Скандинавии, Италии или Польши, например. Примерно так, кстати, нас и принимали-людям, слава Богу, по-хую язык и тексты, и если хуяришь, мелодии, рубилово и чувство - все чувак,ты крутой.

Группы там постоянно проводят время в турах типа нашего, только ездят они по всей Европе, естественно, им платят бабло, которого хватает на все расходы по туру,а  также остается на жизнь.Такого сорта практика (которая доступна почти всем, главное - чтобы ты мог играть, ну и кое-какие расходы на автобус и аппарат) привела к ситуации, когда коллективам просто не нужно (нет такой необходимости) иметь клипы, быть на МТВ, иметь ротации на радио.Ты просто сочинил песни, отрепетировал их,з аписал, раскидал демо в 200 разных мест в Швейцарии, Скандинавии, Германии и Франции, в 100 из них тебя взяли -и все, у тебя есть работа на ближайшие 4 месяца.Сел в автобус, взял с собой свои звуковые носители(СД, винил, кассеты-у кого что), майки - и попер.Таким образом и развивается сцена везде в Европе.У нас это невозможно в силу географических, финансовых и культурных обстоятельств.У нас огромные растояния между населеными пунктами, из-за чего гастроли в некоторых городах невозможны в принципе (самый дешевый самолетный билет Москва-Хабаровск, куда лететь на самолете 9 часов, а ехать в поезде неделю -стоит почти 200$, соответственно, только дорога организаторам обойдется в 800$.) Передвигаться на автобусе невозможно из-за хуевых дорог, цен на бензин, и опять же больших расстояний ,к тому же где панк-группе взять автобус? Организаторы на местах, естественно, хотят если не заработать, то по крайней мере отбить свои затраты, а для этого твоя группа должна быть мало-мальски известна. Никому не нужны команды, о которых никто слыхом не слыхивал, пусть даже они охуенно пиздатые. Говорят- мы "распопсованный" коллектив.Так вот ,в среднем 3 города из 5 в России, куда мы предлагаем себя отвечают, что им такая группа не известна. И для людей в Барнауле, Владивостоке, Тюмени и Саратове -М ТВ или какой-нибудь COOL позорный - единственные средства массовой информации, в которых они могут получить информацию о нас ,например. В Европе панк-музыкантам сотрудничество с такими организациями просто не нужно,там у каждого есть свой хлеб. И когда ты начинаешь сотрудничать с МТВ в Европе или типа того - это означает, что ты больше не ХОЧЕШЬ быть СделайЭтоСам, а хочешь, чтобы твоим промоушеном , рекламой, концертами занимались люди из большого бизнеса, а, значит, ты больше не панк. Такая ситуация и такая точка зрения мне очень симпатична, но как быть, если ты живешь в стране, где ближайший город, в котором ты можешь играть, кроме своего собственного, находится за 700 км?

Публика. Народ очень разный, разномастный и всякий. Есть сквотерс панки - эти живут в сквотах или постоянно двигаются по Европе со своими телками, стадом огромных собак (добрейших), спальными мешками за плечами и все такое. Выглядят как настоящие враги общества, достаточно угрожающе и деклассированно, и я мог бы, перенося ситуацию на русскую почву, сравнить их с нашими типа "бомж-панками", если бы не одно но. На втором концерте один из таких пассажиров предложил Лехе (уже после концерта) поменятся майками. У Лехи была "3-ий панк-фест", а у него старый - престарый, рваный и местами вроде достаточно грязный RANCID. Леха сменял, а потом, показывая нам ее, предложил понюхать. Майка источала аромат дорого цветочно-фруктового мыла, и это, не смотря на ее внешний вид, внешний вид экс- владельца и тот факт, что обмен состоялся уже после концерта. Есть также люди, которых просто прикалывает панк-музыка.Они активно покупают пластинки, ходят на концерты, и выглядят, в общем-то, цивильно (по их меркам цивильно, т.к. крутейшие майки, невообразимые прически и цвет волос-не считается). Но в основном, развит некий промежуточный вариант, т.е когда человек занят в какой-нибудь около панковской структуре(играет в группе, работает на клуб, держит дистро, рисует флаера, издает фэн-зин, или просто тусует), но живет дома. В большом почете TEEN IDOLS, SCREACHIN' WHEASEL, VANDALS, MUFFS, DONNAS, QUEERS, SOCIAL DISTORTION, NOFX, RANCID. Из старых- TOY DOLLS, MISFITS, CLASH. Все люди крайне приветливые и приятные,на концертах и просто в общении демонстрируют полное отсутсвие агрессии, грубости или злобы. Притом что рубят нереально, дружелюбно принимая все, что играют музыканты( Show was great! It's brilliant, thank you so much-обычные слова людей после концертов.Мы не могли поверить своим ушам). Почти всегда нам приходилось выходить на бис , часто несколько раз. Там это принято, люди просто не хотят смириться с тем что все уже кончилось. И когда видишь это, и отдаешь себе отчет в том что такой прием они оказывают неизвестной русской группе - это торкает почище чего хочешь. Культура панк-рубилова высока настолько, что становится понятным, отчего ни в одном месте мы не встретили ни одного типа охранника или типа того. Когда в угаре одного пацана сильно кинули на сцену и он при падении задел монитор, первое что он сделал - подвинул его на место.У нас бы рванул искать того кто толкнул с мазой разбить ебало. Ни одной драки, ни одного эксцесса за весь тур. Люди жрут бухло и пляшут,ч еловек может просто лечь и заснуть в углу - никому в голову не придет не то что брать и тащить его на выхода просто трогать зачем-то. Курение марихуаны повсеместное -х отя ганджюбас легализован далеко не во всей Швейцарии. Абсолютно все панки и хардкор люди-антифашисты(панк или скинхэд-фашист-нонсенс), энимал-френдли, не пользуют тяжелые наркотики.Люди не донимают друг друга асканием прайса, а артистов просьбами "вписать", мало того, отказываются принимать в подарок СД, объясняя свое желание купить его- тем, что таким образом они хотят поддержать группу! Под конец тура у нас организовалась устойчивая группа человек из 30-ти которые перемещались за нами из города в город. Они просто подходили и узнавали, где будет следующий концерт, и на следующий день мы их просто видели в зале.(Каждый раз они платили за вход!!!!)

Еще одна интересная тенденция. Мы не встретили ни одного пассажира, про которого можно было бы сказать что он фэн только одной или там 2-х групп. Такого что, типа "я слушаю только то и то" просто нет. Люди слушают огромное количество разной музыки, не запариваясь на имена, просто любят панк-рок. И это круто.

Клубы. Мы играли в разных клубах от 100 до 700 мест, это были культурные центры и деревенские пивнухи, панковские места с недешевым рестораном наверху и театр, где сняты кресла в зале, сквоты и вполне обычные места.

L'usine в Женеве-огромное отдельно стоящее здание, снаружи напоминающее одновременно Манеж (только маленький) и огромную трансформаторную будку с окнами.Это то ли прогоревшее кабаре, то ли заброшенная фабрика. Внутри - это больше всего похоже на старый "Не бей копытом" в Раменках, только там есть второй этаж и много помещений, вынесеных за основное пространство. Место очень разноплановое, за день до нас там проводился театральный фестиваль , а на следующий день после нашего концерта должны были играть KREATOR & MOONSPELL. В помещении на 600-700 мест работают (и надо сказать с успехом) всего 7 человек .Звукорежиссер, 2 бармена, повар, 2 чувака на дверях, и главный.

ROSENGARTEN в деревушке Сеевен являет собой почти придорожную пивнуху в маленьком хуторке по нашим меркам, клуб с окнами на улицу, куда днем пипл просто приходит попить пивчаги.Там у нас было две группы разогрева (TAGTRAUM в том числе), там же в первые был супер-аншлаг, три вызова на бис, первые знакомства и все такое.

ХУР,SAFARI BEAT CLUB. Хозяин Майк держит внизу ска-панковский клуб (собирается везти к себе СПИТФАЙР), а наверху в том же здании - ресторан со стейками на камнях.(Такое кровавое мясо. Подается на супер горячих раскаленных камнях, сам его режешь на куски и жаришь прямо по ходу).Там я заменял майку НАИВ "Посталкогольная минеральная вода" на майку MXPX, которую у меня тут же выпросил Леха.Чувак, экс владелец майки, сказал, что знает НАИВ и хочет типа майку.

ХУР-малюсенький городок в горах на границе с Германией, в 3-х километрах от ДАВОСА, где в это время заседала мировая финансовая элита. В нем живет от силы 10000 чел, однако все столбы в городе уклеены стикерами FAT WRECK CHORDS ,а в ночном клубе работают 3 русские проститутки.

БЕРН, bierhubeli - натуральный театр с лепниной, колоннами и люстрами, где зал перегорожен пополам и сбоку устроена сцена.Там выступали NINA HAGEN, LENINGRAD COWBOYS (кстати многие уверены,  что они русская группа),ELEMENT OF CRIME. Играли там в понедельник, вход был без денег, поэтому на концерт приперлись посольские детки, которые прочитали в газете что будет выступать русская группа. Внедрившись без стука в гримерку, эта братва (самой младшей девчонке было лет 12, старшему чуваку где-то 22) по- братски выжрала почти все наше пиво, предложила метнуться за водкой в магаз, ну и вообще забрататься тут же и немедленно. Берн потихоньку стал превращаться в Свиблово, они уже просили майчонку в подарок и обещали показать нам весь этот сраный город. В общем, еле-еле отделались от соотечественников.

Люцерн, BOA-BAR. Боа - большой концертный зал, по слухам там хуярили BAD RELIGION, MINISTRY, а по непроверенным слухам - NIRVANA.Там имеется также барчик, где мы собственно и бомбили. По четвергам концерты в Боа делают СделайСам панки, объеденненые под названием ROMP. Под ними захваченный подъезд в многоквартирном доме, они издают свой зин, возят группы (в 95-м они делали в Боа концерт для Apple Core,а через месяц после нас там же они делают ПУРГЕН).

Концерт в Аарау, клуб KIFF - был одним из самых запоминающихся. КИФФ большой клуб, со входом на втором этаже, куда ведет уличная лестница.Там мы вместе с местными Scally были разогревом для MONSTERS. Это был также и наиболее многолюдный концерт (около 600 зрителей). По этому концерту можно было многое понять о публике, ее поведении и местных понятиях. Растаманские люди (много африканцев) соседствуют со скинхэдами (естественно, SHARPs), майки Fugazi с майками GREEN DAY, никто ни на что не парится, все очень спокойно и дружелюбно, хотя SCALLY играют очень агрессивный хардкор-панк - SICK OF IT ALL плачет в углу.

SHITT-R-BiGG в городишке Пфаффикон являет собой переделанный коровник, собственность папашки одного из тусующих там парней. Клуб состоит з 2-ух помещений куда часам к 9 вечера поднабилось 300 человек народу. Там мы получили ужин из местного народного блюда под названием ФОНДЮ, которое состоит из огромного чана с кипящим сыром, кусочков белого хлеба, который в этот сыр надо окунать и пузыря шнапса по названием КИРШ, который туда типа надо добавлять по вкусу. Мы этот шнапс стали жрать так, и че-то ни хуя не накидались. Вообще, там накидаться довольно сложно; я, например, сколько не жрал бухла, так и не получил желаемого результата.Там же нами был встречен живой монгол, который говорил по русски.Он очень просил спеть песню В.Цоя, таким образом, русский рок достал нас даже в Швиссе.

GASWERK в Винтертуре - клуб, сделанный в бывшем газовом заводе, там частенько хуярят панк-банды типа QUEERS, PANSY DIVISION, через некоторое время после нас там должны были играть новая группы чувака из MC 5, а также CONSOLIDATED .Там мы получили один из самых пиздатых концертов в туре, хотя у Санька дважды рвались струны, играли без разогрева, но все-таки все было очень круто.

На предпоследнем концерте в городе Бремгартен в заведении Kleiderfabrik (что-то вроде "КАК БЫ" клуба только большой) у нас уже была толпа чуваков и телок, которые приехали туда из других городов, некоторые из них приехали посмотреть на нас уже 2-й, а кое-кто 3-й раз.

И последний концерт состоялся в зале IMPROVISORIUM в городе Хуттвил. Это место сделано в бывшем гараже, на первом этаже дорогого 3-х этажного дома, после шоу чуваки сделали джем-сейшн, играли регги, RANCID, A-HA и всякую такую хуйню с Селин на басу. В общем, все было пиздато и заебись.

Везде, в не зависимости от географического или финансового положения ситуация одинаковая. К приезду групп звукорежессер уже на месте, саунд чек производится быстро и технично и заканчивается по крайней мере за час до OPEN DOOR, чистые туалеты с сенсорной системой спуска, одинаковые цены в баре, где бы то ни было (бухло примерно на 2-3 франка дороже, чем на улице). Везде музыканты и менеджеры получают бесплатную еду (включая просто перекус который ждет тебя в гримерке-йогурты , сыр, хлеб, колбаса, фрукты, пиво, чай , кофе, шоколад, а также ужин за час до выхода на сцену). Музыканты могут брать и пить бесплатно в баре все то, что им хочется , любые напитки в неограниченных пределах.Для справки: чт-бы получить в Свалке 4 стакана минералки группе на сцену, директор группы должен выебать менеджерам клуба весь мозг. В Р-клубе в последнее время мы получили возможность проносить во внутрь 2 большие бутылки воды, купленные нами же на улице. Почти в каждом клубе есть места, где можно спать, отдельные комнаты для иногородних или иностранных артистов. Если слиппин рум нет, то пристроить музыкантов на ночлег - все равно проблема клуба.Таким образом ,они либо снимали нам отель, либо выкручивались по-другому. Клубы практически не делятся на дорогие и дешевые, рокерские и жирные. Если на афише написано, что сегодня панк-рок, значит в зале будут панки, несмотря на то, что послезавтра здесь кантри бэнд, несмотря на то, что антураж помещения не похож на панковский, всем все поебать, народ просто пришел веселится. 

В клубах нет охраны как таковой. Т.е нет вообще. Никаких ментов на входе или у сцены, никаких специальных должностей такого сорта у них не предусмотрено. Вообще, штаты сотрудников заведения очень и очень малы по сравнению с нашими клубами. Там хозяин может быть также и барменом или звукорежессером (чаще всего так и бывает) или стоять на дверях. Кстати, любому посетителю на дверях выдается без денег пакетик с берушами, на случай, если вдруг покажется очень громко. Клубы, естественно, не берут никаких денег за выступления (эта практика у нас распространена в некоторых местах до сих пор), взять же фашисткую группу или хотя бы ансамбль,   о котором есть слух о контактах с неофашистами - означает самоубийство для места.Самое меньшее что ждет такое место - бойкот со стороны зрителей и групп, но скорее всего такой клуб просто сгорит на хуй в одну из ночей.

В Швейцарских клубах можно: бухать( даже принесенное с улицы - никто не проверяет. Когда я попытался рассказать там, что у нас перед входом людей досматривают, народ, по-моему, просто не понял, о чем базар. Но и публика тоже не особо парится заносить. Ведь они идут развлекатся, тем более, что цены в баре почти как в магазине), приводить с собой собак, спать на полу (или где придется), приходить в жопу, использовать наркотики, рубить где и как хочешь, продавать любую атрибутную хуйню (без отсыла процента клубу), трахаться, выходить наружу и заходить обратно сколько хочешь раз, ну и все такое. Платят клубы группам так - гарантия + процент от дверей (в случае, если приход на двери превысил затраты заведения по конкретному мероприятию) + бухло и еда неограниченно из бара как я уже говорил. Таким образом, иногда хозяин нам приносил процентов на 50% больше чем договаривались (такое происходило 3 или 4 раза в разных местах).

Билет стоит 15 франков (10$) - обычный и 12 (7$)-для безработных. Гримерка -место святое, никто туда не лезет, ни до концерта не после. Телеги типа "ничо, я здесь у вас пальто повешу, а еще моей бабы пальто, а еще мы тут просто посидим, потому что там много народу"- там не катят, людям такое не приходит в голову.

Тур.

Наши концерты были заряжены нашей знакомой которую зовут Лена, она русская , но сейчас живет в Швейцарии. Еще год назад она ничего не знала о группе, но ей понравился материал, и она решила заняться туром. Надо сказать, что Лена не является профессиональным промоутером, и делала все по большому счету ради нас и ради собственного развлечения. Во время переговоров с клубами ей посчастливилось познакомиться с еще одной прелестной юной дамой по имени Селин. Они и стали нашими тур-менеджерами и ангелами -хранителями на всем протяжении маршрута. Дело реально было поставлено таким образом , что группа должна была делать только одно - хорошо играть.

И нас действительно не ебало: откуда берется бензин, когда завтрак, где мы будем ночевать, какими играем , во сколько саунд-чек, и уж тем более расклеены ли афишы и сколько платят. В России группы нашего сорта вынуждены решать все эти штуки сами. Это отнимает массу времени, засоряет мозг, нереально раздражает, ну и вообще, какая уж тут музыка. Кстати, наличие менеджеров у группы не есть повод говорить о ее жирности или типа того. Наличие таких людей у коллективов на самом разном уровне - это как наличие барабанщика в группе или пива в гримерке.

Итак по российским меркам тур был заряжен и сделан просто на высшем уровне (и так работают непрофессионалы, просто люди из панковской среды - каков же уровень у корпоративных агенств и промоутеров?), и за это спасибо от группы в первую очередь Лене и Селин, а также всем саунд-инженерам в туре, владельцам клубов, сквоттерам, бравшим нас на ночлег, и так далее, а также Репортеру Шрайбикусу за помощь в преодолении языкового барьера, его брату Маркусу Шрайбикусу (также репортеру) за сюжет по швейцарскому ТВ, Бойфренду Селин за клип, всем поварам везде.